пятница, 30 октября 2020 г.

Методика коррекции детско-родительских отношений

Идея методики коррекции детско-родительских отношений построена на сочетании теста незавершенных предложений и понимании и исследовании потребностей и интересов членов семьи. Предназначена для работы с темой детско-родительских отношений с детьми старше 10 лет. Методика содержит два бланка вопросов – для родителей и детей, содержание которых можно корректировать в соответствии с потребностями и запросами клиента. Ее не рекомендуют использовать на начальных этапах работы. Работе с методикой предшествует встреча с родителем для выяснения «болевых точек» и нереализованных потребностей в отношениях с ребенком. На основании этой информации составляются вопросы. При этом важно заручиться поддержкой и согласием обоих, т.к. со стороны детей подросткового возраста может возникать сопротивление в ситуации, когда отношения нарушены и носят травматичный характер. В этом случае следует дождаться готовности ребенка к открытому диалогу.

К работе с методикой рекомендуют переходить после любых упражнений, цель которых состоит в обсуждении процессов коммуникации и акцентировании того момента, что то, что мы говорим и то, как нас слышат – неравнозначные процессы, это не одно и тоже.
Методика проводится в два этапа. На первом этапе ребенку и родителю, каждому в отдельном бланке, предлагается завершить предложение. В базовой версии девять вопросов. Важно, чтобы при заполнении бланков ни родитель, ни ребенок не видели ответов друг друга. Важно обратить внимание, что нет правильных или неправильных ответов, нужно писать первое, что приходит в голову.

Ориентировочный перечень вопросов для ребенка:
1. Самый приятный подарок от мамы - это …
2. Когда я делаю что-то не так, моя мама …
3. Чаще всего мама хвалит меня за …
4. Чаще всего мы с мамой ссоримся из-за …
5. Я думаю, что самым приятным, что я сделал (а) для мамы, было …
6. Когда мама говорит, что ….. я её боюсь
7. Больше всего мне обидно, когда мама …
8. Мне нужна помощь мамы в …
9. Люди, которых я больше всего люблю …

Ориентировочный перечень вопросов для родителя:
1. Больше всего я огорчаюсь, когда …
2. Когда я нахожусь дома, мне очень хочется …
3. Больше всего я хочу, чтобы …
4. Сложнее всего нам с … бывает …
5. Я сержусь, когда…
6. Если …попросит, я готов(а) …
7. Самый приятный подарок …
8. Мне нужна помощь …
9. Люди, которых я больше всего люблю …

Затем следует этап вербализации ответов, их обсуждения и открытого диалога. Психолог предлагает родителю и ребенку договориться между собой о том, кто из них первым озвучит ответы. К примеру, роль первого досталась ребенку. Ребенок зачитывает текст, напечатанный на бланке, т.е. начальную фразу, а затем останавливается, мысль заканчивает родитель вслух, как бы предвосхищая возможный ответ ребенка. А затем ребенок зачитывает ответ, записанный в бланке. Затем следует обсуждение каждого вопроса ровно столько времени, сколько требуется, чтобы проговорить чувства по отношению друг к другу, прояснить какие-то моменты. И важно прийти к договоренности в каждом проблемном вопросе. Обсуждение вопросов может занимать от 1 до 3 встреч. Если родитель и ребенок не успевают за одну встречу обсудить все проблемные вопросы, стимульный материал на руки на дом не выдается, а остается в кабинете психолога до завершения обсуждения всех вопросов. И только после завершения работы над ним стимульный материал отдается на руки. В процессе обсуждения родители сталкиваются с осознаниями и важным другим пониманием своего ребенка, в дальнейшем им хочется возвращаться к этому упражнению и как-то его заново переживать и осознавать.
В процессе выполнения упражнения важно обратить внимание на характер коммуникаций в семье: насколько свободен ребенок в присутствии родителя, как реагирует на родителя, боится или не боится ошибаться, ориентирован ли на мнение мамы, как мама реагирует на проявление ребенком инициативы и каков стиль родительского воспитания. Все это помогает перейти к более глубокой и серьезной работе.

При написании статьи использованы материалы
выступления детского и перинатального психолога
Марии Фроловой

Материал подготовлен:
Мирцало А.Р., методистом Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования


Комментариев нет:

Отправить комментарий