Эффективность развивающих игр напрямую зависит от того, насколько предложенная игра или занятие интересно ребенку. В возрасте одного, двух и даже трех лет ребенок еще не до конца понимает сам чего же он хочет, что ему интересно, поэтому безусловно согласен на участие практически в любых играх, предлагаемых вами. К 4-5 годам у ребенка с одной стороны уже более осознанные желания и предпочтение, которые родителям необходимо знать и учитывать, а с другой еще не хватает воображения и знаний, чтобы придумать себе занятие самостоятельно. И родителям в этом возрасте очень важно предлагать ребенку игры, которые будут способствовать развитию необходимых в этом возрасте навыков и при этом соответствовать интересам ребенка.
Поиски сокровищ. Берете несколько игрушек – начать можно с 3х и постепенно увеличивать их количество – и прячете игрушки по квартире (дому). Не старайтесь запрятать игрушки подальше, главное, чтобы они не бросались в глаза при входе в комнату. Если вы перестараетесь, то ребенок не сможет найти сокровище и скорее всего расстроиться.
Одно к другому. Понадобятся предметы, которые подходят один к другому: замок и ключ, карандаш и бумага, мыло и полотенце, носок и ботинок, гайка и болт и т.д. Разложите все предметы на столе, но не кладите вместе предметы из одной пары. Выберите один предмет и попросите ребенка найти среди оставшихся тот, который подходит к нему. Если нужно, давайте подсказки. Продолжайте игру, пока не соберете все пары. Игра будет очень веселой, если вы подберете побольше интересных вещей, которые подходят одна к другой.
Что внутри? Приготовьте небольшие предметы, знакомые ребенку, которые можно спрятать в непрозрачных пакетах: кубик, расческа, бутылочка, мячик, кукла, набор ключей, ботинок и т.д. Положите их по одному в пакеты, заверните верх пакета и заклейте скотчем. Возьмите один пакет и дайте ребенку пощупать его снаружи. Пощупайте его тоже и скажите: «Интересно, что же там внутри?». Пусть ребенок попробует догадаться. Если у него не получается, вы можете высказать свое предположение, но не давайте правильного ответа. Ребенок начнет размышлять о том, что же может быть внутри. Когда вы оба выскажете все
свои предположения, откройте пакет и посмотрите, правильно ли догадался малыш. Вариант игры: пусть ребенок тоже сделает для вас набор таинственных пакетов.
Таинственные звуки. Когда есть немного свободного времени, запишите на мобильный телефон разные домашние звуки и шумы (работа стиральной машины, журчание воды, кашель папы, скрип двери, стук клавиатуры, голоса всех членов семьи и пр.) и попросите угадать ребенка что это за звук. Похожим образом можно будет развлечься всей семьей, прослушивая записанные звуки и угадывая их источники.
Назови одним словом. Ребенку предлагается следующее: «Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом:
часы, которые помогают проснуться;
большая ложка, с помощью которой наливают суп;
утренняя еда;
человек, который направляется в дальние страны» и т.д.
Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.
Кому что нужно. Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы – можно поставить условие – до трех или до пяти предметов) ему может понадобиться. Возможные варианты игры:
парикмахер – ножницы, расческа, волосы;
почтальон – сумка, письма, адреса;
учитель – указка, учебники, ученики;
продавец – весы, касса, товар;
муравей – палочки, листики, муравейник;
пчела – пыльца, нектар, цветок;
птица – веточки, пух (для гнезда), и так далее.
Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка. Усложнение игры – не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы – чтобы подстригать, весы – чтобы взвешивать покупки и так далее.
Часть – целое. Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:
винт – вертолет, самолет;
колесо – автомобиль, а еще …
руль – велосипед, ….
Предлагаемые предметы: парус , вагон, крыша, стрелка, кнопка, страница, подлокотник, каблук, козырек, карман, клавиатура, дверь, стержень, ветка, лепесток, шишка, семена, хвост, плавник, перо, клюв, панцирь, грива и так далее.
А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:
дом – крыша, дверь;
корабль – моряк, штурвал;
велосипед – руль, …
Предлагаемые предметы: троллейбус, стол, кресло, книга, компьютер, часы, чемодан, пальто, плита, чайник, удочка, гитара, дверь, забор, качели, цветок, дерево, гриб, жук, бабочка, собака, яблоко и так далее. Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос.
Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана. В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.
Игра на воображение. Данная игра похожа на игру которую очень любят малыши "Давай поменяемся местами". Смысл игры прост: ребенок видит перед собой какой-нибудь предмет, например растение. Его задание представить себя на месте предмета. Взрослый может задавать наводящие вопросы. Например: «А что он перед собой видит?», «Чтобы он сейчас хотел?», «Как он себя ощущает?» и так далее.
Четвертый лишний. Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно – «лишнее» – слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки – это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд. Поэтому, для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.
1 вариант упрощенной игры. Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное – назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость-жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т.д., называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово – жесткий, общий признак - температура, по-детски – «нагретость»).
2 вариант упрощенной игры. Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.
Что вокруг меня? Данная игра развивает речевой аппарат ребенка. Каждый участник называет по одному предмету, человеку которого он видит вокруг себя, не повторяя предыдущего участника. Казалось бы простая игра, но она развивает речевые навыки малыша, а также расширяет его словарный запас.
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувствовать, что мама и папа такие же, как он, им можно доверять.
Материал подготовлен консультантом ЦПМПК Бондарь Г.И.
Комментариев нет:
Отправить комментарий