понедельник, 28 сентября 2020 г.

Психологические проблемы детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения: особенности социально-педагогической работы.

                                                                                «Самое страшное, когда человеку некуда пойти».

                                                                                                                                     М.Ф.Достоевский

Что еще худшего может случиться с ребенком, чем остаться без семьи, которая заботиться о нем, защищает его, дает свою любовь, принятие, учит доверять самому себе и другим?

Сиротство - тяжелый жребий, который накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка, и нередко сталкивает его на социальное дно. Мир для такого ребенка превращается в пустыню, где нет никого, кто мог бы его вовремя направить, поддержать и помочь. Такие дети часто имеют трудности с социализацией, им тяжело адаптироваться к новым условиям.

Большое значение приобретает и то, в каких условиях находился ребенок до этого: воспитывался ли он ранее в семье или с момента рождения находился в детском учреждении, когда и в каком возрасте, по какой причине был взят из семьи, был ли усыновлен или был под опекой и т.д. Например, дети-сироты, вовсе не имеющие опыта проживания с родителями (отказники), часто могут сталкиваться с проблемой освоения тех норм и правил поведения, которые «домашние дети» буквально впитывают с молоком матери. Такие дети стараются перенести опыт прежних детдомовских отношений, далеко не всегда адекватно отвечающих нормам взаимного уважения, принятия и кооперации, в новые условия. Если ребенок был взят из асоциальной семьи и помещен в детское учреждение, то в подобных обстоятельствах, он будет, либо соблюдать все установленные правила и нормы, так как посчитает это лучшим для него местом пребывания, либо, наоборот, будет им сопротивляться. Если же ребенок потерял семью по причине смерти, гибели родителей, то весьма вероятен протест против всего уклада новых условий как проявление острой аффективной реакции на не пережитое горе.

Особенности воспитания, среда, прожитые этими детьми тяжелые события могут приводить к развитию у них различного рода нарушений, которые проявляются на 4-х уровнях:

- сенсорном (на уровне ощущений);

- когнитивном (на уровне формирования картины внешнего мира);

- эмоциональном (на уровне установления эмоциональных отношений к кому-либо);

- социальном (на уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями).

Сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголя или других психоактивных веществ. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка, или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижает количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью. Это может вызвать у ребенка состояние психологического дискомфорта, способствовать нарушению ритма сна и бодрствования, сформировать эмоциональную неустойчивость и привести к чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.

Проблемы развития на сенсорном уровне могут отрицательно повлиять и на следующий когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда, уползая или убегая от матери, он может обернуться и увидеть ее улыбающееся лицо. Всего этого лишен ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении или в условиях пренебрежения его основными потребностями. Поэтому он меньше ползает, а значит, и в меньшей степени,

по сравнению с детьми из благополучных семей, осваивает окружающий мир, меньше совершает проб и ошибок, меньше получает развивающих стимулов из среды. В результате его интеллектуальное развитие задерживается. Он поздно начинает говорить, часто неправильно строит фразы и произносит звуки. А самое главное он склонен к выстраиванию «катастрофических» моделей мира, где его ожидают сплошные неприятности, а он не в состоянии ничего предпринять, чтобы избежать или справиться с ними. Мир непонятен, неупорядочен, поэтому невозможно предвосхищать и регулировать происходящее извне. Кто-то другой, только не он управляет его судьбой. Так у ребенка формируется образ себя как беспомощного маленького неудачника, инициатива которого может иметь негативный результат для всех. В качестве базовых установок у него появляются такие убеждения, как «у меня все равно ничего не получится» и «меня нельзя любить».

На эмоциональном уровне ребенок испытывает различные расстройства привязанности. Пережив раннее отделение от матери, независимо от того помнит он об этом или нет, ребенку трудно вступать с другим в близкие эмоциональные отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь от мира агрессивным поведением. Эти переживания он склонен проецировать и на других. В его восприятии окружающие люди относятся к нему агрессивно, т.е. являются носителями тех его чувств, импульсов, которые он зачастую в себе не осознает. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Поэтому в его поведении могут появляться агрессивные реакции, которые ничем внешним, казалось бы, не вызваны. К ним относятся, например, драки без видимых причин, обзывания других, без учета их возраста и положения.

Психологическая травма, которая остается у ребенка на всю жизнь - это изъятие его из семьи. Зачастую дети совсем не осознают, почему их отбирают у родителей, ведь они их любят, для них это привычные и понятные условия жизни. Взрослые ничего не объясняют, насильно забирают от родителей. Дети не понимают, почему родители за ними не приходят, не навещают. Какими бы плохими не были родители, дети их все равно любят и ждут.

Любое учреждение для детей – сирот, каким бы передовым оно ни было, не в состоянии обеспечить ребенку полноценные условия для развития. Здесь у ребенка нет самого главного – того значимого для него взрослого, которого он мог бы назвать «своим». В доме ребенка, детском доме, приюте, безусловно, много взрослых и детей. Но ребенок тотально одинок и покинут.

Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою идентичность или принадлежность своей семье, роду. По каналам подражания у него формируются одобряемые обществом модели поведения, способность выполнять положительные социальные роли. Например, роль прилежного ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. У воспитанника интерната эта возможность ограничена. Ребенок, воспитывающийся в условиях, где пренебрегали его основными потребностями, особенно в доме ребенка или детском доме, с трудом осознает свою идентичность, т.е. не понимает кто он или чей он. Ребенок из детского дома на вопрос: «Кто ты?», как правило, отвечает: «Никто». Он не имеет положительной модели выстраивания отношений в семье. Не смотря на то, что жизнь сироты проходит в группе, ему и в коллективе трудно построить удовлетворяющие отношения. Он не доверяет, чувствует себя отверженным и группируется со своими, т.е. «детдомовскими». При этом и с «детдомовскими» ему тяжело. Нередко воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться. Например, «прилипала», «агрессор», «отрицательный лидер» и т.д. После выпуска из сиротского учреждения многие продолжают выполнять подобные роли, но уже в криминальных структурах.

Вследствие указанных выше нарушений, дети, воспитанные в условиях детского дома, имеют в своем психическом развитии ряд особенностей, которые проявляются:

1) в интеллектуальном развитии:

– часто у таких детей наблюдается задержка психического развития. Кроме этого, они решительно не умеют применять даже имеющиеся у них знания к решению встающих перед ними проблем. Им проще работать по образцу, когда им предлагают модель либо конкретно говорят, что делать;

– чрезвычайно слабо выражена познавательная потребность, даже в таких примитивных формах, как интерес к новым фактам, к ярким жизненным примерам, к необыкновенным явлениям и т.д;

– даже при хорошо развитом уровне интеллекта, он полностью не используется воспитанниками ни в учебе, ни даже в жизни. Это может быть объяснено тем, что он (интеллект) в определенной степени оторван от мотивации и в целом от личности этих детей. Все расписано по времени, практически за тебя все решено. Это можно назвать «интеллектуальной пассивностью»;

2) в развитии мотивационно-потребностной сферы:

– у детей из детских домов и интернатов по сравнению с «домашними» детьми преобладают мотивы, связанные с сегодняшним днем или ближайшим будущим. Наблюдается сужение временной перспективы, тенденция жить сегодняшним днем, не заботясь о завтрашнем или даже игнорируя течение времени. Главная проблема – неумение и отсутствие опыта планировать свой бюджет;

– у них развивается потребительский тип личности, т.к. длительное время за них все делают: стирают, готовят, обеспечивают одеждой и т.д. Они не придают значения ценности личных вещей, а тем более государственного имущества;

3) в развитии « Я-концепции»:

– существует ошибочное мнение, что воспитанники детского дома более социализированы, лучше умеют подчинить себе ситуацию, использовать ее в своих целях. На деле это далеко не так. Они значительно более инфантильны, зависимы в поведении, в самооценке от окружающих, чем дети из семьи. Так дети из детских домов в отличие от «домашних», которые открыто выражают свое стремление к самостоятельности и протестуют против опеки и контроля, признают необходимость контроля над собой;

– самооценка у детей из семьи чаще положительная и носит более сложный характер, чем у детей-сирот. Ребенок из семьи может вести борьбу со своими отрицательными качествами, но при этом любить себя. У детей из детских домов отношение к себе более однозначное;

– у детей-сирот часто наблюдается дискомфорт успеха. Это объясняется тем, что человеку важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное, спутанное представление о себе, спутанную идентичность;

– развитость «чувства Мы», ориентация в самооценке на мнение других;

4) проблемы с развитием гендерной идентичности:

– отсутствует полноценный пример семейных отношений, есть только фрагментарное, скудное, схематическое представление о них;

– часто дети из детских домов испытывают сложности в создании собственной семьи, с большим трудом входят в родительскую семью жены или мужа, имеют множество проблем в общении с супругом;

– представления о будущей семье и материнстве часто несут в себе малую долю ответственности;

5) проблемы в общении с взрослыми и сверстниками:

– дети с сенсорными нарушениями плохо чувствуют границы своего «я». Поэтому становятся либо мало избирательными в контактах, либо пытаются от них отказаться. В первом случае ребенок начинает «липнуть» ко всем без разбора, лишь бы почувствовать телесный контакт, во втором, всячески пытается отказаться от него, проявляя недоверие к

людям. Не ощущая собственных границ, ребенку трудно почувствовать и границы другого человека, чужого пространства, чужой собственности. Ограниченный круг общения на протяжении длительного времени отрицательно сказывается на установлении контактов с другими людьми;

– частое проявление агрессии, как следствие неудовлетворенной потребности в любви.

Все это необходимо учитывать нам – взрослым (педагогам, психологам, воспитателям), когда сталкиваемся с такими детьми, когда они приходят после интернатов в учебные заведения. Как помочь им адаптироваться к новой среде, как вести себя, учитывая особенности их характера, поведения, предыдущих условий развития. Ведь эффективность этого процесса будет зависеть от соответствия образовательной и социальной среды потребностям ребенка, а так же от поведения преподавателей и других обучающихся.

Психологическая адаптация — двусторонний процесс, в котором и педагоги, и обучающийся должны решить задачи, связанные с изменением условий обучения, повышения или изменения социального статуса подростка в образовательном учреждении, а так же эффективной организации его свободного времени. Необходимо с первых дней поступления студента включать его в активную жизнь группы, учреждения, налаживать эффективные формы общения и сотрудничества.

Для повышения самооценки таких детей необходимо показывать и говорить, что вы их уважаете, цените, любите. Предложите сотрудничество и поддержку. Следуйте следующим несложным правилам:

– уменьшите количество критики, особенно в присутствии посторонних. Забудьте фразы: «ты не так делаешь», «ты не тем занимаешься» и др. Оценивайте поступок, а не личность обучающегося;

– увеличьте количество похвалы. Научитесь видеть их маленькие успехи;

– расширьте степень свободы ребенка; ослабьте рамки запретов. Помните – «запретный плод самый сладкий!»

– делегируйте его учебные дела ему. «Ты уже взрослый, учись сам планировать свои дела и нести ответственность за качество их исполнения». Это будет проверка его на прочность, не критикуйте, проявите выдержку, вначале возможно будет спад в делах, а затем подъем;

– отзывайтесь о нем, в его присутствии и даже если его нет рядом, хорошо, с гордостью, без иронии;

– говорите с подростком как со взрослым человеком;

– не требуйте признания вины проступка, выясняйте причины, побудившие его это сделать.

Помните! Самооценка отвечает за удовольствие. Человек получает удовольствие от того, что у него есть.

Подготовлено методистом ДРУМЦ ПС СО Коником В.Г.





Комментариев нет:

Отправить комментарий