Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми
сопровождается консультативной работой с родителями с целью вовлечения в
процесс взаимодействия с детьми в домашней обстановке. Результат взаимодействия
родителей с ребенком зависит от ряда причин, главная из которых –
сформировавшийся стиль общения с ребенком. Например, если в семье не
сформирован телесный/эмоциональный контакт с ребенком, то родителю приходится
преодолевать некоторое внутреннее сопротивление, чтобы разрешить эту сложную
ситуацию. Зачастую, они так и не могут ничего с этим поделать…
По мнению психолога и основателя направления «Режиссируемая фильмотерапия» Сергея Красина, родителей можно разделить на 5 типов в зависимости от того, насколько они способны воспринимать рекомендации психолога по результатам коррекционной работы с детьми:
1. Любят своих детей, но сами учить и воспитывать не хотят.
Ответственность за результат перекладывают на специалистов.По мнению психолога и основателя направления «Режиссируемая фильмотерапия» Сергея Красина, родителей можно разделить на 5 типов в зависимости от того, насколько они способны воспринимать рекомендации психолога по результатам коррекционной работы с детьми:
2. Любят своих детей, хотят сами учить и воспитывать своих детей, но у них ничего не получается. Поэтому вынуждены обращаться к специалистам.
3. Любят своих детей, хотят сами учить и воспитывать своих детей, делают это успешно, но все равно обращаются за помощью к специалистам.
4. Любят своих детей, хотят сами учить и воспитывать своих детей, делают это успешно и ни к кому за помощью не обращаются
5. Не любят, не принимают или ненавидят своих детей.
Работа с каждой категорией родителей требует уникального
подхода.
1. Работать с 1-й категорией родителей сложно, но можно при условии правильной расстановки акцентов - направлений работы и способов ее осуществления. Запрос в работе с ребенком у таких родителей звучит приблизительно так: «У меня ребенок поломался – почините. Или научите его. Я его очень люблю, но мне некогда, я очень занят (а)». Говорить с таким родителем о том, что требуется его участие в вопросах воспитания/взросления ребенка не имеет смысла. Главный акцент в консультировании – недирективная мотивация на занятия с ребенком и актуализация их роли и участия в вопросах воспитания детей с использование дополнительных приемов и вкраплением простых техник в ходе коротких консультаций, направленных на включение их во взаимодействие с ребенком. Уже на 4-5-6 консультации у них может пробудиться интерес и погружение в исследовательскую работу.
1. Работать с 1-й категорией родителей сложно, но можно при условии правильной расстановки акцентов - направлений работы и способов ее осуществления. Запрос в работе с ребенком у таких родителей звучит приблизительно так: «У меня ребенок поломался – почините. Или научите его. Я его очень люблю, но мне некогда, я очень занят (а)». Говорить с таким родителем о том, что требуется его участие в вопросах воспитания/взросления ребенка не имеет смысла. Главный акцент в консультировании – недирективная мотивация на занятия с ребенком и актуализация их роли и участия в вопросах воспитания детей с использование дополнительных приемов и вкраплением простых техник в ходе коротких консультаций, направленных на включение их во взаимодействие с ребенком. Уже на 4-5-6 консультации у них может пробудиться интерес и погружение в исследовательскую работу.
В числе таких техник - обсуждение коротких видеороликов,
таких как «Гарвардский эксперимент». Мотивационный
ролик показывает важность и значение взаимодействия ребенка с родителем. Любовь
таких родителей к ребенку является тем ресурсным полем, на которое может
опереться консультант.
Вместе с тем важно задать родителю вопрос: «Как ваш ребенок понимает, что любим? Ему весело и интересно, когда я занимаюсь с ним, как специалист. А как с ним взаимодействуете вы? Если вы не взаимодействуете с ребенком, то как он сможет понять, что вы любите его? Ведь ваши требования к нему – проявления не столько любви, сколько директивности». И в тот момент, когда родители задумываются и припоминают, как проводят вместе время, где бывают и как взаимодействуют, важно подвести их к пониманию того, что сонаправленность работы консультанта в пространстве кабинете и родителя в домашних условиях создают наилучшие предпосылки для развития ребенка. И достигается это благодаря мелким шагам, посильным родителю на начальном этапе, таким как подбадривание, улыбка, совместная лепка или рисунок. Открытость и интерес позволяют вовлечь родителя в процесс занятий с ребенком и обеспечить переход во 2-ю категорию родителей.
Вместе с тем важно задать родителю вопрос: «Как ваш ребенок понимает, что любим? Ему весело и интересно, когда я занимаюсь с ним, как специалист. А как с ним взаимодействуете вы? Если вы не взаимодействуете с ребенком, то как он сможет понять, что вы любите его? Ведь ваши требования к нему – проявления не столько любви, сколько директивности». И в тот момент, когда родители задумываются и припоминают, как проводят вместе время, где бывают и как взаимодействуют, важно подвести их к пониманию того, что сонаправленность работы консультанта в пространстве кабинете и родителя в домашних условиях создают наилучшие предпосылки для развития ребенка. И достигается это благодаря мелким шагам, посильным родителю на начальном этапе, таким как подбадривание, улыбка, совместная лепка или рисунок. Открытость и интерес позволяют вовлечь родителя в процесс занятий с ребенком и обеспечить переход во 2-ю категорию родителей.
2. Родители 2-го типа хотят, ждут и прислушиваются к
рекомендациям специалистов, как правильно взаимодействовать с детьми. Пытаются
и стараются заниматься с ребенком, но что-то в этом процессе идет не так.
Фокусировка на том, как взаимодействует родитель с ребенком на уровне поведения
с целью поиска причин и анализа низкой эффективности работы такой категории
родителей с детьми, открывает неспособность видеть себя объективно в ситуации
взаимодействия. А ключевым фактором, определяющим низкий результат, выступает
привычная манера взаимодействия с ребенком, например, привычка командовать или
тревожиться, пасовать перед действиями ребенка в неожиданных ситуациях,
проведение занятия по принципу «мне нужно с тобой поработать». Например, мама
может удивляться и искать причины вербальной агрессии ребенка, не замечая при
этом, что таким образом он ответно реагирует на ее собственный крик. В работе с
этой категорией родителей важно обращать внимание на уровень действий и
отклонения в процессе проведения занятия с ребенком и тогда система взаимоотношений начинает перестраиваться.
В консультировании родителей 2-й категории
эффективен метод мелкой детализации – этот подход позволяет обратить их
внимание на мелкие и, на
первый
взгляд, неважные, а по факту, ключевые аспекты взаимодействия с ребенком.
Задание родителю при этом может звучать так: «Наблюдайте и письменно фиксируйте
то, что происходит до и после того, как ребенок проявляет нежелательное поведение».
В этом методе 3 составляющих успеха:
1) Акцентирование внимания родителей на необходимости
мотивировать интерес ребенка к занятию;
2) Детализация процесса для родителей – специалист обращает
внимание на мелкие и, на первый взгляд, неважные аспекты взаимодействия с
ребенком и их изменение в сочетании с обучением родителей новым поведенческим
моделям взаимодействия родителей с ребенком;
3) Целостность всего происходящего.
В работе с родителями 2-й категории может оказаться полезным
видео с названием «Каменное лицо», иллюстрирующее причину
саботирования ребенком занятий с ним. Суть эксперимента, результаты которого
запечатлены на видео, состоит в том, что в комнату приглашалась мама с
ребенком, одни камеры снимали реакцию и поведение мамы, другие – ребенка.
Вначале мама общалась с ребенком, включая эмоции, жестикуляцию, речь, мимику, а
затем она получала команду перестать реагировать на поведение ребенка,
оставаясь рядом безучастной к его реакциям, без поддержки общения с ним. С
ребенком начинали происходить изменения. Специалисту важно прокомментировать
сюжет для родителей и поинтересоваться у них: «Как вы увидели, что больше всего
понравилось ребенку во взаимодействии с мамой?», «Что делал ребенок, когда мама
отвечала/не реагировала на его действия?», «Какие действия мамы повлияли на
появление у ребенка агрессивного поведения?», «Как часто вы улыбаетесь в
общении с ребенком?».
Залогом нормального развития ребенка является не ситуативный,
а постоянный характер коммуникации внутри родительской системы. Когда родители
подключаются к миру ребенка во время занятий, у него возрастает интерес и
эффективность их проведения. Эти же рекомендации применимы и в работе в 3-й
категорией родителей.
3. Родители 3-го типа, несмотря на успешность своих действий,
любят познавать и стремятся расширить свое представление, как лучше развивать
ребенка и эффективнее оказывать ребенку помощь и поддержку. Всегда открыты к
диалогу и сотрудничеству.
4. Сложности в работе с 4-м типом родителей состоит в том,
что, зачастую, обоснованно они считают себя умнее специалистов. Консультации с
4-м типом родителей редкие и, как правило, носят адресный характер в отношении
какого-то ключевого вопроса, после решения которого, они «пропадают из поля
зрения».
5. Работу с 5-м типом родителей можно отнести к категории сложных. Она требует, скорее, не консультативного вмешательства, а системной терапии семейных отношений. Вовлечение этой категории родителей, например, родителей гиперактивных детей, во взаимодействие с ребенком достигается через систему мелких шагов. Специалист, к примеру, может обратиться с просьбой о совместном просмотре мультфильма, попросить обнять ребенка перед сном… Основная сфера внимания при этом - не столько развитие ребенка, сколько формирование атмосферы принятия и выстраивание позитивных отношений. И какая-то часть родителей этой категории может откликнуться на действия специалиста.
Таким образом, для каждого типа родителей может быть построена особая система консультирования, которая окажется действенной и результативной в работе именно с этой категорией родителей.
5. Работу с 5-м типом родителей можно отнести к категории сложных. Она требует, скорее, не консультативного вмешательства, а системной терапии семейных отношений. Вовлечение этой категории родителей, например, родителей гиперактивных детей, во взаимодействие с ребенком достигается через систему мелких шагов. Специалист, к примеру, может обратиться с просьбой о совместном просмотре мультфильма, попросить обнять ребенка перед сном… Основная сфера внимания при этом - не столько развитие ребенка, сколько формирование атмосферы принятия и выстраивание позитивных отношений. И какая-то часть родителей этой категории может откликнуться на действия специалиста.
Таким образом, для каждого типа родителей может быть построена особая система консультирования, которая окажется действенной и результативной в работе именно с этой категорией родителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий