Многие педагоги, психологи, социологи отмечают, что современные школьники очень заметно отличаются от школьников предыдущих поколений. Сегодняшние дети проявляют вольность в общении, свободу мысли, повышенную импульсивность, эгоистичность и др. Безусловно, во всех этих проявлениях есть как плюсы, так и минусы.
Но педагогам и родителям трудно стало воспитывать молодежь, используя старые методы.
С авторитетами же совсем беда: вместо положительных тимуровцев эталонами для подражания стали бэтмены, человек-паук для малышей, а для более взрослых школьников — рок-звезды или герои боевиков. С экрана телевизоров нередко слышится нецензурная речь, пропагандируются грубая сила и всевластие денег.
Взрослым-то трудно сейчас сделать нравственный выбор, определить что хорошо, а что плохо.
А как же быть нашим детям?
ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Психологи отмечают, что для дошкольников образцом для подражания являются родители, особенно тот родитель, к которому ребенок больше привязан. Именно так малыш усваивает первые формулы поведения. Если же в воспитании отсутствует единство, то есть один родитель говорит: «Можно», а другой кричит: «Нельзя», то дошкольник прислушивается только к своим желаниям.
В начальной школе учитель оттачивает моральные принципы ученика, закрепляя одни и осуждая другие. Сверстники помогают учителю в формировании личностных устоев своих одноклассников. А если учитель устраняется от процесса воспитания, только «закладывает программную информацию», обучает ребенка не по принципу «от сердца к сердцу», а по принципу «от головы к голове», то ученик вновь обращается к своим желаниям, утверждаясь в собственном эгоцентризме.
У подростков формулы поведения проверяются в общении со сверстниками: вместе с друзьями они пытаются приспособиться к нашему взрослому миру, понять себя и принять те принципы, которые вызывают одобрение в их окружении. То, что восхищает ребят («круто», «классно», «убойно»), касается или материальных благ, или современной техники. Способности друзей, личные качества редко отмечаются современными подростками. И остается внутренняя пустота: подросток становится уязвимым. На него могут воздействовать сильные личности, особенно негативные, бросающие вызов человечеству. Всякие суррогаты внутреннего благополучия рождаются под действием различных видов зависимостей (алкогольной, наркотической и др.).
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ ОДИНОЧЕСТВА
Однако глубинные желания у наших подростков вечные: любить и быть любимыми. Как же этого достичь? В бесконечных пререканиях с родителями, в борьбе с педагогами против уничтожения своей индивидуальности наши школьники пытаются выжить, обращаясь к своим желаниям, создавая свой замкнутый круг одиночества.
Чтобы помочь школьникам обрести внутреннюю гармонию, попробуем научить их общаться — в беседе, в играх, на тренинговых занятиях. Для начала можно провести примерно такую беседу с подростками.
— Как воспринимают люди друг друга? Как мы узнаем, что им нравится, а что не нравится? — спрашивает психолог.
— По мимике, жестам, интонации, словам, — отвечают грамотные школьники.
— А есть ли пища, фильмы, музыка, которые нравятся всем людям? — продолжает психолог.
— Наверное, нет, ведь все люди — разные! — отвечают ребята.
— Как же сделать так, чтобы всем было хорошо?
— Такого быть не может: что одному хорошо, то другому плохо!
Итак, мы сталкиваемся с теми или иными убеждениями школьников, с их формулами поведения в определенных ситуациях.
ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ
Основы нравственных убеждений школьников можно выяснить, используя беседу или тест. Однако это еще не значит, что поступки подростков будут соответствовать этим нормам. Существует много факторов, которые заставляют школьника поступать вопреки существующим нравственным нормам.
Для выяснения нравственных убеждений школьника попробуйте провести с ним тест. Он состоит из незаконченных рассказов. Школьник дополняет незаконченные рассказы самостоятельно. Вмешиваться, советовать, эмоционально оценивать ответы запрещается, иначе тест потеряет свой смысл.
Школьник должен выполнять задание в два этапа.
Первый этап выявляет реальные модели поведения, то есть школьнику нужно записать первый пришедший в голову вариант.
Второй этап выявляет идеальные модели поведения, то есть школьник дописывает рассказы так, чтобы они понравились окружающим — взрослым и детям.
При анализе результатов психолог должен ответить на следующие вопросы:
1. Совпадают ли реальные модели с типичным поведением школьника в жизни? (Если не совпадают, то нужно задуматься над причинами этого.)
2. Существуют ли различия между реальными и идеальными моделями поведения? В чем они заключаются? (Значительные различия могут явиться причиной морально-этического конфликта личности.)
3. Владеет ли ребенок социальными навыками? (Помогите ребенку увидеть позитивную перспективу при использовании социальных навыков.)
4. Умеет ли ребенок оптимально реагировать на конфликтную ситуацию? (Предложите ребенку несколько вариантов поведения в каждой конфликтной ситуации. Скажите о последствиях использования разных вариантов. Пусть сам школьник выбирает себе подходящий.)
5. Общение с какими социальными группами является для школьника наиболее сложным? (Чаще организуйте общение школьника со сложными группами. Используйте фильмы, литературу, которые отражают возможные виды общения. Беседуйте с ребенком, используйте помощь педагогов.)
ТЕСТ «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ РАССКАЗЫ»
Инструкция
Тест состоит из 20 незаконченных рассказов. Необходимо дополнить каждый из них, ответив на предложенные вопросы. Старайтесь работать быстро.
1. На уроке сосед постоянно отвлекал Петю, что-то спрашивая и разговаривая. Учительница сделала им строгое замечание.
Что сказал Петя? Почему он так сказал?
__________________________________________________________________________
2. Ира попросила Наташу помочь ей сделать на перемене домашнее задание, потому что вчера она рано легла спать.
Что ответила Наташа? Почему она так ответила?
____________________________________________________________________________
3. На полу в классе валялись какие-то грязные бумажки. После урока учительница попросила Катю их убрать.
Что сказала Катя? Почему она так сказала?
____________________________________________________________________________
4. На контрольной Витя попросил Колю: «Дай списать решение задачи».
Что ответил Коля? Почему он так сказал?
____________________________________________________________________________
5. Люда обзывала Машу жадиной за то, что она не подарила ей свою ручку.
Что сказала Маша? Почему она так сказала?
___________________________________________________________________________
6. На перемене Саша толкал Мишу и других одноклассников, ребята сердились на него, а он продолжал так веселиться.
Что сказал Миша? Почему он так сказал?
___________________________________________________________________________
7. В буфете Лена встала без очереди впереди Светы за пирожком. Что сказала Света? Почему она так сказала? Что ей ответила Лена? Почему она так ответила?
___________________________________________________________________________
8. На уроке Ира отвечала, а Вика пыталась ее перебить и ответить за нее.
Что сказала после урока Ира? Почему она так сказала? Что ей ответила Вика? Почему она так ответила?
___________________________________________________________________________
9. Дети беседовали друг с другом. Настя спросила, что означает сказанное слово, а все дети стали над ней смеяться.
Что им ответила Настя? Почему она так ответила?
____________________________________________________________________________
10. Мама попросила Колю помыть посуду за всю семью.
Что ответил Коля? Почему он так ответил?
____________________________________________________________________________
11. Петя бегал по классу и уронил тетрадку Нины на пол.
Что ему сказала Нина? Почему она так сказала?
____________________________________________________________________________
12. Мама предложила Вове сделать домашнее задание заранее.
Что ответил Вова? Почему он так ответил?
___________________________________________________________________________
13. Паша играл во дворе с ребятами в интересную игру, мама попросила его сходить в магазин.
Что ей ответил Паша? Почему он так ответил?
___________________________________________________________________________
14. Люда долго разговаривала по телефону с подружкой, папа попросил ее немедленно закончить разговор.
Что ответила Люда? Почему она так ответила?
____________________________________________________________________________
15. Лена в холодильнике увидела мороженое. Но мама напомнила Лене о больном горле и не разрешила его съесть.
Что ответила Лена? Почему она так ответила?
_____________________________________________________________________________
16. Коля предложил Наташе спрятать Витин портфель: пошутить так над Витей.
Что ответила Наташа? Почему она так ответила?
____________________________________________________________________________
17. Учитель стал собирать контрольные тетради. Юле осталось дописать ответ, но учитель взял ее тетрадь.
Что сказала Юля? Почему она так сказала?
___________________________________________________________________________
18. Коля несколько часов подряд смотрел любимые передачи по телевизору. Папа сделал ему замечание и предложил прекратить просмотр. Что ответил Коля? Почему он так ответил?
__________________________________________________________________________
19. Сережа попросил маму дать разрешение на позднюю прогулку с ребятами. Мама не разрешила.
Что ответил ей Сережа? Почему он так ответил?
____________________________________________________________________________
20. Света весь вечер делала домашнее задание по литературе. Но на уроке за ответ ей учительница поставила оценку «три с плюсом». Что сказала Света? Почему она так сказала?
____________________________________________________________________________
КЛЮЧ
Здесь показаны области, в которых возникают нравственные конфликты: во взаимоотношениях с взрослыми, со сверстниками или из-за невладения социальными навыками.
1. Конфликт с взрослым и со сверстником.
2. Конфликт со сверстником.
3. Конфликт с взрослым.
4. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
5. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
6. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
7. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
8. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
9. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
10. Конфликт с родителями.
11. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
12. Конфликт с родителями.
13. Конфликт с родителями.
14. Конфликт с родителями.
15. Конфликт с родителями
16. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
17. Конфликт с взрослым.
18. Конфликт с родителями.
19. Конфликт с родителями.
20. Конфликт с взрослым.
Автор: кандидат психологических наук Марина Панфиловва
Источник:
https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200201416
Но педагогам и родителям трудно стало воспитывать молодежь, используя старые методы.
С авторитетами же совсем беда: вместо положительных тимуровцев эталонами для подражания стали бэтмены, человек-паук для малышей, а для более взрослых школьников — рок-звезды или герои боевиков. С экрана телевизоров нередко слышится нецензурная речь, пропагандируются грубая сила и всевластие денег.
Взрослым-то трудно сейчас сделать нравственный выбор, определить что хорошо, а что плохо.
А как же быть нашим детям?
ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Психологи отмечают, что для дошкольников образцом для подражания являются родители, особенно тот родитель, к которому ребенок больше привязан. Именно так малыш усваивает первые формулы поведения. Если же в воспитании отсутствует единство, то есть один родитель говорит: «Можно», а другой кричит: «Нельзя», то дошкольник прислушивается только к своим желаниям.
В начальной школе учитель оттачивает моральные принципы ученика, закрепляя одни и осуждая другие. Сверстники помогают учителю в формировании личностных устоев своих одноклассников. А если учитель устраняется от процесса воспитания, только «закладывает программную информацию», обучает ребенка не по принципу «от сердца к сердцу», а по принципу «от головы к голове», то ученик вновь обращается к своим желаниям, утверждаясь в собственном эгоцентризме.
У подростков формулы поведения проверяются в общении со сверстниками: вместе с друзьями они пытаются приспособиться к нашему взрослому миру, понять себя и принять те принципы, которые вызывают одобрение в их окружении. То, что восхищает ребят («круто», «классно», «убойно»), касается или материальных благ, или современной техники. Способности друзей, личные качества редко отмечаются современными подростками. И остается внутренняя пустота: подросток становится уязвимым. На него могут воздействовать сильные личности, особенно негативные, бросающие вызов человечеству. Всякие суррогаты внутреннего благополучия рождаются под действием различных видов зависимостей (алкогольной, наркотической и др.).
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ ОДИНОЧЕСТВА
Однако глубинные желания у наших подростков вечные: любить и быть любимыми. Как же этого достичь? В бесконечных пререканиях с родителями, в борьбе с педагогами против уничтожения своей индивидуальности наши школьники пытаются выжить, обращаясь к своим желаниям, создавая свой замкнутый круг одиночества.
Чтобы помочь школьникам обрести внутреннюю гармонию, попробуем научить их общаться — в беседе, в играх, на тренинговых занятиях. Для начала можно провести примерно такую беседу с подростками.
— Как воспринимают люди друг друга? Как мы узнаем, что им нравится, а что не нравится? — спрашивает психолог.
— По мимике, жестам, интонации, словам, — отвечают грамотные школьники.
— А есть ли пища, фильмы, музыка, которые нравятся всем людям? — продолжает психолог.
— Наверное, нет, ведь все люди — разные! — отвечают ребята.
— Как же сделать так, чтобы всем было хорошо?
— Такого быть не может: что одному хорошо, то другому плохо!
Итак, мы сталкиваемся с теми или иными убеждениями школьников, с их формулами поведения в определенных ситуациях.
ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ
Основы нравственных убеждений школьников можно выяснить, используя беседу или тест. Однако это еще не значит, что поступки подростков будут соответствовать этим нормам. Существует много факторов, которые заставляют школьника поступать вопреки существующим нравственным нормам.
Для выяснения нравственных убеждений школьника попробуйте провести с ним тест. Он состоит из незаконченных рассказов. Школьник дополняет незаконченные рассказы самостоятельно. Вмешиваться, советовать, эмоционально оценивать ответы запрещается, иначе тест потеряет свой смысл.
Школьник должен выполнять задание в два этапа.
Первый этап выявляет реальные модели поведения, то есть школьнику нужно записать первый пришедший в голову вариант.
Второй этап выявляет идеальные модели поведения, то есть школьник дописывает рассказы так, чтобы они понравились окружающим — взрослым и детям.
При анализе результатов психолог должен ответить на следующие вопросы:
1. Совпадают ли реальные модели с типичным поведением школьника в жизни? (Если не совпадают, то нужно задуматься над причинами этого.)
2. Существуют ли различия между реальными и идеальными моделями поведения? В чем они заключаются? (Значительные различия могут явиться причиной морально-этического конфликта личности.)
3. Владеет ли ребенок социальными навыками? (Помогите ребенку увидеть позитивную перспективу при использовании социальных навыков.)
4. Умеет ли ребенок оптимально реагировать на конфликтную ситуацию? (Предложите ребенку несколько вариантов поведения в каждой конфликтной ситуации. Скажите о последствиях использования разных вариантов. Пусть сам школьник выбирает себе подходящий.)
5. Общение с какими социальными группами является для школьника наиболее сложным? (Чаще организуйте общение школьника со сложными группами. Используйте фильмы, литературу, которые отражают возможные виды общения. Беседуйте с ребенком, используйте помощь педагогов.)
ТЕСТ «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ РАССКАЗЫ»
Инструкция
Тест состоит из 20 незаконченных рассказов. Необходимо дополнить каждый из них, ответив на предложенные вопросы. Старайтесь работать быстро.
1. На уроке сосед постоянно отвлекал Петю, что-то спрашивая и разговаривая. Учительница сделала им строгое замечание.
Что сказал Петя? Почему он так сказал?
__________________________________________________________________________
2. Ира попросила Наташу помочь ей сделать на перемене домашнее задание, потому что вчера она рано легла спать.
Что ответила Наташа? Почему она так ответила?
____________________________________________________________________________
3. На полу в классе валялись какие-то грязные бумажки. После урока учительница попросила Катю их убрать.
Что сказала Катя? Почему она так сказала?
____________________________________________________________________________
4. На контрольной Витя попросил Колю: «Дай списать решение задачи».
Что ответил Коля? Почему он так сказал?
____________________________________________________________________________
5. Люда обзывала Машу жадиной за то, что она не подарила ей свою ручку.
Что сказала Маша? Почему она так сказала?
___________________________________________________________________________
6. На перемене Саша толкал Мишу и других одноклассников, ребята сердились на него, а он продолжал так веселиться.
Что сказал Миша? Почему он так сказал?
___________________________________________________________________________
7. В буфете Лена встала без очереди впереди Светы за пирожком. Что сказала Света? Почему она так сказала? Что ей ответила Лена? Почему она так ответила?
___________________________________________________________________________
8. На уроке Ира отвечала, а Вика пыталась ее перебить и ответить за нее.
Что сказала после урока Ира? Почему она так сказала? Что ей ответила Вика? Почему она так ответила?
___________________________________________________________________________
9. Дети беседовали друг с другом. Настя спросила, что означает сказанное слово, а все дети стали над ней смеяться.
Что им ответила Настя? Почему она так ответила?
____________________________________________________________________________
10. Мама попросила Колю помыть посуду за всю семью.
Что ответил Коля? Почему он так ответил?
____________________________________________________________________________
11. Петя бегал по классу и уронил тетрадку Нины на пол.
Что ему сказала Нина? Почему она так сказала?
____________________________________________________________________________
12. Мама предложила Вове сделать домашнее задание заранее.
Что ответил Вова? Почему он так ответил?
___________________________________________________________________________
13. Паша играл во дворе с ребятами в интересную игру, мама попросила его сходить в магазин.
Что ей ответил Паша? Почему он так ответил?
___________________________________________________________________________
14. Люда долго разговаривала по телефону с подружкой, папа попросил ее немедленно закончить разговор.
Что ответила Люда? Почему она так ответила?
____________________________________________________________________________
15. Лена в холодильнике увидела мороженое. Но мама напомнила Лене о больном горле и не разрешила его съесть.
Что ответила Лена? Почему она так ответила?
_____________________________________________________________________________
16. Коля предложил Наташе спрятать Витин портфель: пошутить так над Витей.
Что ответила Наташа? Почему она так ответила?
____________________________________________________________________________
17. Учитель стал собирать контрольные тетради. Юле осталось дописать ответ, но учитель взял ее тетрадь.
Что сказала Юля? Почему она так сказала?
___________________________________________________________________________
18. Коля несколько часов подряд смотрел любимые передачи по телевизору. Папа сделал ему замечание и предложил прекратить просмотр. Что ответил Коля? Почему он так ответил?
__________________________________________________________________________
19. Сережа попросил маму дать разрешение на позднюю прогулку с ребятами. Мама не разрешила.
Что ответил ей Сережа? Почему он так ответил?
____________________________________________________________________________
20. Света весь вечер делала домашнее задание по литературе. Но на уроке за ответ ей учительница поставила оценку «три с плюсом». Что сказала Света? Почему она так сказала?
____________________________________________________________________________
КЛЮЧ
Здесь показаны области, в которых возникают нравственные конфликты: во взаимоотношениях с взрослыми, со сверстниками или из-за невладения социальными навыками.
1. Конфликт с взрослым и со сверстником.
2. Конфликт со сверстником.
3. Конфликт с взрослым.
4. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
5. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
6. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
7. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
8. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
9. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
10. Конфликт с родителями.
11. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
12. Конфликт с родителями.
13. Конфликт с родителями.
14. Конфликт с родителями.
15. Конфликт с родителями
16. Конфликт со сверстником, невладение социальными навыками.
17. Конфликт с взрослым.
18. Конфликт с родителями.
19. Конфликт с родителями.
20. Конфликт с взрослым.
Автор: кандидат психологических наук Марина Панфиловва
Источник:
https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200201416
Комментариев нет:
Отправить комментарий