среда, 6 мая 2020 г.

Формирование адекватной самооценки у ребёнка

   Самооценка — это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, чувства и поступки, как определяет себе место среди других людей.
Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье.
   Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль в формировании личности ребенка. Характерные проявления адекватной самооценки, когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки, успехи и ошибки. А неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир ребёнка и мешает гармоничному развитию личности в целом.
   Известно, что главное желание родителей — чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным. Поэтому, важно понимать основные особенности формирования адекватной самооценки у детей в процессе воспитания с самого раннего возраста. Именно в семье ребёнок узнаёт, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
   Нередко можно слышать: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!», «Другие дети лучше тебя справляются» и другие сравнительные характеристики. В этих случаях родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребёнка о себе, что потом негативно может проявляться в его поведении в школьном возрасте.
   Детям с адекватной самооценкой, свойственны такие качества, как общительность, находчивость, бодрость, чувство юмора, желание идти на контакт, они активно и охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
   Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они часто отказываются участвовать в играх, потому что боятся не справиться с заданием или оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются.
   Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и эмоционально переживают, если это им не удаётся.
   При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». У таких детей проявляется агрессия по отношению к тем, которые тоже хотят быть лидерами.
   Главная функция семьи заключается в том, чтобы при формировании адекватной самооценки у ребёнка и способности его социальной адаптации, исходили из его реальных возможностей.
                                Основные правила, способствующие формированию
                                                  адекватной самооценки у ребёнка:
  •  Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить (рисовать... подметать)».В этих случаях ребенок не может сохранить интерес и желание к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах и способностях. Именно с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребёнка.
  •  Недопустимо, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность, то есть критика должна относиться к поступку, к проявлению негатива в его поведении.Оценка личности формирует комплекс неполноценности, следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.
  •  Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребёнку. Дети реагируют не только на содержание оценки, но и на эмоциональную интонацию, в которой заключено отношение к ребёнку.
  •  Нельзя сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, зависть и агрессию, как механизм самозащиты.
  • Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Уметь проявить поддержку в сложных ситуациях. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки. 
  • В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказывающего тона к ласковому задабриванию.
 
                                                     Рекомендации родителя
                               по формированию адекватной самооценки у детей
   1. Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
   2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
   3. Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут в чем – то лучше его.
   4. Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.
Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
   5. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
   6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
   Таким образом, соблюдение родителями вышеперечисленных правил и рекомендаций в воспитании детей, обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, что будет способствовать эффективной социальной адаптивности.
 
Голуб И.Е., методист
ГУ «Донецкий республиканский учебно-методический
центр психологической системы образования»
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий